ПРАЗДНИК СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Раскинул крылья над Землёй рассвет,
Лаская горы миллионы лет.
И первый лучик солнца золотой
Креста коснулся над церковною главой.
Благословенна поднебесья синева
Улыбкой радости воскресшего Христа,
Где пребывает вечно рядом с Ним
В блаженном свете Отче Серафим.
Стихи…радость…благодать… Какие чувства приходят в паломническом путешествии? Благоговейное ожидание встречи с чудом живёт в сердце с самого начала поездки. И конечно же, молитва…
Автобус мчится среди бесконечных, до самого горизонта, крымских степей, которые вскоре уступают место покрытым густыми лесами горам. Проезжаем мимо аккуратненьких домиков вдоль трассы, в которых пробуждаются люди, спешащие по своим делам. В каждом из них живёт надежда на удачный день и просто на счастье. Но что такое счастье? Возможно, мы найдём для себя ответ в этой поездке, а пример жизни и духовного подвига Серафима Саровского станет подсказкой.
Серафим Саровский – святой, с которым я всегда с радостью общаюсь, пребывая в паломничестве и посещая храмы. С порога церкви, отыскав его образ, с улыбкой прикасаюсь к нему, и душа наполняется каким-то особым покоем и благодатью. Будто со старым знакомым, со святым старцем можно побеседовать внутри своего сердца. Рассказать о своей жизни. Поделиться не только проблемами, но и радостью, поблагодарить за всё хорошее, что произошло с тобой, за его молитвы.
Бывает, и ответ приходит сразу. Ведь я твёрдо уверен в том, что святые незримо пребывают среди нас, даже после смерти физического тела, продолжая свой нелёгкий духовный труд и вознося молитвы за каждого приходящего к ним, наставляют и укрепляют в вере, помогают преодолевать жизненные трудности. С каким же удивлением в этой поездке узнал я о словах святого: «Умру, в могиле буду лежать, но вы приходите ко мне на могилку, здесь, как живому, расскажите мне все, что ваше сердце хочет сказать, и я, как живой, и из могилки услышу вас». Значит, правда всё это!
Тысячи образов Серафима Саровского сияют во славе по всему православному миру. И не важно в каком храме – Почаевском, Киевском, Черниговском или Крымском – везде сегодня праздник в его честь! Порой удивляешься, как человеку можно достичь такой святости, что даже через двести лет его имя будут произносить с благоговением миллионы христиан, а в тысячах храмах будут почитать его образы?
– Что за праздник сегодня?
– Преподобного Серафима Саровского, – отвечаю я и присоединяюсь к крестному ходу.
Мы поднимаемся с первыми лучами солнца к самой вершине горы, где нас окутывает прозрачный крымский воздух необычайной свежести и чистоты. Ведь такая и должна быть земля, созданная Господом для человека! Даже от одного ощущения того, что поднимаешься на самую крышу мира, вдыхая ароматы горных трав, покрытых капельками ещё не высохшей росы, сердце переполняется радостью. Здесь мы вознесём молитву Богу словами “спасибо Тебе за всё”. Это ли не рай? Это ли не счастье? Разве человеку нужно что-то большее? Слова молебна сливаются с пением проснувшихся цикад и птиц.
“Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», – говорил отче Серафим. А ведь если задуматься над его словами, то человеку дано всё на земле, чтобы находиться в гармонии с самим собой, с природой и окружающими. Но почему нашу душу терзают волны гнева, зависти, недовольства происходящим? Почему в нас ожесточилось и закрылось для любви сердце? Не любовь ли тот самый ключ к счастью? Ведь эту мысль пытался донести до нас Иисус и Серафим Саровский, подтверждая её каждой минутой своей жизни!
Полные радости, возвращаемся в храм, где начинается праздничная служба. Поют всего три девушки, но складывается впечатление, что славит Господа огромный хор – так замечательно и слаженно у них получается! Посёлок Голубинка небольшой, и сам храм небольшой, но очень аккуратный. Видно, что сделан с душой во славу Божью и во славу Серафима Саровского. Очень интересная колокольня в древнерусском стиле, а как переливчато и звонко перекликаются в ней колокола! Звон эхом разлетается далеко в горах, возвещая всему миру о наступившем празднике, и я вспоминаю, как в Георгиевском монастыре на Фиоленте батюшка выходил на порог храма и громко восклицал, глядя в небо, – “Христос воскресе!”. Он провозглашал эту радостную весть величаво проплывающим облакам, стремительно несущимся птицам, неподвижно стоящим горам, восходящему над Крымом солнцу, трудолюбивым пчёлам, муравьям и каждой живой твари на земле.
«Христос воскресе, радость моя!» – этими словами богоносный старец Серафим встречал каждого посетителя. И сегодня колокола, словно ставшие его голосом, вновь несут эту весть каждому приехавшему сюда.
В заключение службы дружно читаем Акафист, но впереди ещё ждёт праздничная трапеза. С каким же удивлением мы узнаём, что для нас подготовили не только угощение, но и настоящий праздничный концерт! “Богородице, Дево, радуйся”, – поёт хор. Действительно, как можно не радоваться в такой день? Но, к огромному сожалению, мы вынуждены уезжать. Впереди очень насыщенная программа, столько замечательных мест ещё хочется посетить.
Серпантин дороги поднимает наш автобус всё выше и выше. Километры подъема сквозь густой лес, через ветви которого почти не проникает солнце.
Вскоре мы уже мчимся по яйлам Ай-Петри. Горы Илиас-Кайя, Ай-Петри, источник Ай-Андрит – сколько названий в честь христианских святых хранит в себе Крым! Через несколько минут ветер встречает нас на вершине, а у ног расстилается бесконечное море и красивейшие пейзажи побережья. Больше всего хочется в этот момент иметь крылья и взлететь над бескрайними просторами, окунувшись в поток солнечного света и свистящего в ушах ветра. “Дерево, которое хочет улететь” – назвал я одну из сосен, отчаянно вцепившуюся корнями в край утёса, а ветвями нависшую над бездонной пропастью. Падение вниз – тоже полёт, но с какими последствиями? А ведь Серафим молился, стоя на воздухе, переполненный божественной благодатью. Вот и не знаешь, порой, как поступить в жизни – держаться корнями за прошлое или же лететь навстречу будущему?
Несколько фотографий на вершине Ай-Петри с Андреевским флагом и флагом Севастополя, и снова в путь. Севастополь – Крым – Россия. Каждой стране, каждому народу, каждому городу и каждому человеку Всевышним уготовано своё предначертание. И ждёт Он от нас, что, подобно святым, мы с достоинством пройдём свой путь, каким бы сложным он ни казался.
С такими мыслями, покинув солнечную Ай-Петри, въезжаем в Багреевку – место скорби и памяти. Да, у каждого свой путь, своя судьба, своё последнее пристанище. Каждому из нас предстоит последний вдох, последнее слово, последний шаг на земле. Каждому суждено попрощаться с этим миром, улетая туда, откуда не возвращаются. Шумят под ногами листья молчаливого леса, словно храня в себе память всех тех, чья жизнь угасла здесь, подобно задутой вдруг свече. Скромная часовня да небольшой крест – вот всё, что напоминает о тех страшных событиях и о тех загубленных жизнях. И сегодня жизни продолжают обрываться всего лишь в нескольких сотнях километров отсюда. Нет будущего у тех, кто не помнит прошлого. История вновь повторяется в надежде на то, что люди наконец-то сделают выводы и изменятся. Но война… Война никогда не меняется. Не меняется человеческая злоба и ненависть. Меняется лишь оружие и способы уничтожения самого дорогого Божьего дара – жизни, которую мы так и не научились ценить за все годы существования цивилизации, но которая, тем не менее, продолжается несмотря ни на что. Продолжается и жаркое крымское лето среди душистого леса и нагретых солнцем скал. Оно сегодня с нами, здесь и сейчас, вместе с той Божественной благодатью, которую так близко ощущаешь, находясь в паломничестве, и мы после небольшой панихиды отправляемся дальше.
Следующая наша остановка – забитый туристами Ливадийский парк. Ни одной свободной лавочки, все ступеньки дворца и дорожки парка заняты экскурсантами. Здесь почти всегда людно, даже зимой. А сейчас, в сезон, особенно. Кран на бочке с квасом даже не закрывается – продавец только успевает подставлять стаканы, пытаясь напоить очередь из более чем двадцати человек, которая, впрочем, не уменьшается, несмотря на все его усилия. Даже выбрать место, где можно сфотографироваться, не так просто. К сожалению, казак не разрешает сфотографировать огромную икону Серафима Саровского в царской церкви при дворце. В таком образе я святого старца вижу впервые. Ещё удивляет вырезанная из дерева икона Богородицы, но тоже фотографировать нельзя, и мы немного отходим от дворца на Солнечную тропу. Здесь полная противоположность парку – ни одного человека.
Тишина и спокойствие, и вновь можно погрузиться в раздумья. Проходя под сенью склонившихся деревьев, непрерывно представляю себе, как здесь прогуливался царь с супругой и детьми, ничего не подозревая о своей дальнейшей судьбе. Будто на миг попадаю в то неспокойное, предреволюционное время. Окунувшись в проблемы и распри России тех годов, невольно удивляюсь, как плечи одного человека способны вынести груз той колоссальной ответственности за миллионы вверенных ему судеб. Но вновь вспоминаю о том, что каждый человек имеет своё предназначение в этой жизни. Побродив еще немного по аллеям парка, возвращаемся в автобус.
Моя мечта, которую я не мог осуществить пять лет, – попасть в храм Архангела Михаила. К счастью, мне удаётся уговорить организаторов немного отклониться от маршрута и посетить это замечательное место! Наверное, сам Архангел Михаил внял молитвам в такой праздник, и конечно же, Серафим Саровский благоприятствовал. Времени очень мало – только приложиться к иконам и сделать несколько снимков со смотровой площадки. В храме безлюдно и тихо, но звучат молитвы в записи – можно подумать, что всё время идёт служба. Удивительное, казалось бы, противоречие – звучащая молитва и тишина. Я вспомнил свой стих, написанный в Киево-Печерской Лавре:
Мои молитвы – тишина.
Не знаю слов святых.
Но рядом молится Она,
И Сын в руках притих.
Как иллюстрация – выложенная бисером икона Её и Сына. Только лица нарисованные. Сколько же труда вложено, чтобы создать такое замечательное произведение искусства, так тонко подобрав каждый оттенок ризы и фона!
Но время неумолимо бежит вперёд, и наша поездка близится к завершению. Поклонившись всем святым местам, запланированным на сегодня, мы решаем немного отдохнуть у моря в Форосе, заодно немного осмотрев форосский парк.
В парке есть всё – и удивительные деревья, и тенистые дорожки, и фонтаны, и даже небольшой искусственный пруд, в котором должны жить черепахи, появления которых мы, правда, так и не дождались. Прекрасный воздух, насыщенный ароматом кедров, сосен и кипарисов, заставляет вспомнить о том, что мы сейчас в самой южной точке Крыма.
И, конечно же, всем хочется окунуться в тёплое ласковое море с удивительно прозрачной водой. Часть пляжа представляет собой огромные бетонные плиты, разогретые на солнце, с которых можно прыгать прямо в воду. А некоторые плиты находятся на небольшой глубине, и через них перекатываются ленивые волны. Тут можно одновременно купаться и загорать, словно в джакузи. Но мы решили сплавать на небольшой каменный островок невдалеке. Ныряя в пронзенную солнечными лучами солёную пучину, при виде каждого камешка на дне и пузырей воздуха, взбитых движениями собственных рук в толще воды, вновь воздаёшь хвалу Господу за всё происходящее сегодня. За прекрасное путешествие, за все те благословения, которые мы получили, за чудесный отдых, за море эмоций и впечатлений.
На этом паломничество заканчивается, и нас ждёт родной и любимый Севастополь. Конечно, у меня не получится описать в небольшом рассказике все те чувства, переживания и впечатления от поездки, но уверен, что у каждого, кто с нами ездил, останутся не только фотографии и хорошее настроение. Останется нечто большее, а именно – Божья благодать. “Стяжание – все равно что приобретение, – говорил Серафим Саровский помещику Н.А.Мотовилову, – Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так вот все равно и стяжание Духа Божиего.”
Удивительно, как старец незримо помогал нам всю дорогу! Захотел пить – и пожалуйста, святая вода на выходе из храма. Захотел есть – просфоры, захотел насладиться прекрасными видами Крыма – и вот они – Ай-Петри, смотровая площадка храма Михаила и Ливадийского дворца. И даже небольшой отдых на берегу моря тоже воспринимается, как часть праздника, подаренного батюшкой Серафимом. Мы приехали его почтить, а он сделал всё, чтобы этот день прошёл для нас незабываемо.
Слава Богу за всё! Да любите друг друга!
Михаил Хомяков, 01-03.07.2014