Преподобный Иоанн


Иоанн, сын Льва и Фотины, живших в селении Партенит, в Таврической Готфии. Фотина молила Бога, чтобы он даровал ей плод, который обещала посвятить Господу; молитва была услышана, и у нее родился сын по имени Иоанн. Выросши, он избрал себе жизнь подвижническую, совершая добрые дела, почему имя его с юных лет было известно окрестным людям, а слава о богоугодной жизни дошла до Константинополя, где в это время царствовал Константин Копроним (741 – 775). Около 755г. жители Готфии выразили желание иметь епископом у себя св. Иоанна вместо прежнего епископа, заразившегося иконоборческою ересью, за что возведен царем иконоборцем в сан митрополита Гераклей Фракийской.

Святой Иоанн во время смут иконоборческой ереси оставил Сурож (Судак) и уехал в Иерусалим, где пробыл три года, а по возвращении оттуда, приблизительно около 759 года Иоанн, как ревностный поклонник икон и поборник православия, согласно желанию Сурожского народа видеть его у себя епископом, - был отправлен в Иверию (Грузию) для посвящения во епископа, ибо в Царьграде и во всей Греции в это время высшая иерархическая власть была заражена ересью иконоборства. Католикос грузии в Мцхетском патриаршем храме у митрополичьего столба хиротонисал св. Иоанна во епископа Готфии. Св. Иоанн по возвращении в Сурож оправдал избрание народа, неприкосновенно храня догматы Православной Церкви и правую веру, заботясь о научении паствы истине Православия. Потом отправил с диаконом своим Лонгином послание к Патриарху Иерусалимскому Феодору, прося, чтобы он созвал собор и прислал к нему изложение веры. Патриарх исполнил его просьбу, после собора, бывшего в Иерусалиме в 763 г., на котором представителем св. Иоанна заседал диакон Лонгин, Патриарх послал святому изложение веры с пояснительными текстами из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, а также мнение отцов церкви о святых иконах, честных мощах и о заступничестве в молитвах святых угодников, что получено было в Тавриде ранее 767 года.

Святый по смерти императоров Константина (775) и Льва (780), при воцарении Ирины и сына ее Константина приехал в Царьград, где всем говорил со свободою и дерзновением о принятии святых икон в Православной Церкви, а затем снова воротился в Тавриду, на свою кафедру. В 787 г. на Вселенский Собор в Никее св. Иоанн отправил, вероятно, по преклонности лет, вместо себя диакона Кирилла, который и подписывался под актами собора. Около 787 г. Готфиею завладели хазары, заняли крепость Дорос вооруженными людьми. Тогда св. Иоанн по соглашению с князем готфским и народом изгнал хазар из крепости и завладел горными проходами (елисурами, клисурами); но вслед за сим некоторые дурные люди из готфов выдали св. Иоанна хазарам, которые посадили святого в темницу города Фулы, где он переносил тяжкие страдания. Когда узнали об этом верующие готфы, то приняли меры к освобождению излюбленного святителя, отправив его в Амастриду.

Через четыре года, во время бунта у хазар, каган их был убит. Когда весть об этом дошла до св. Иоанна в Амастриду, то св. исповедник сказал: «И я, братие мои, отхожу по истечении сорока дней судиться с гонителем моим пред Судиею Богом». В сороковой день святой Иоанн, уча слову Божию и наставляя всех в делах спасения, предал душу в руки Божии, согласно со своим предсказанием, 26 июня 791 года. После кончины святого тело его епископ Амастридский Георгий в сопровождении жителей города положил на корабль, 27 июня его повезли в Готфию, на Таврический полуостров, на место его родины и кафедры. Корабль пристал в бухте сел. Партенит 28 июня во время всенощной. Святого погребли в храме Св. Апостолов, находящемся от бухты Партенитской в версте, у подошвы горы Аю-Даг.

Сей преподобный муж, украшенный дарами веры, творил многие чудеса, из которых некоторые записаны современниками. Так, ученик его Лонгин, когда возвращался из Иерусалима, попался в плен сарацинами и был приговорен к распятию на кресте, но, обратясь в молитве к заступлению преподобного, получил избавление от казни. Также он исцелил в Фуллах отрока, покрытого язвами. Один человек несправедливо укорял преподобного в измене своей родине, тогда этот нечестивец внезапно был сброшен с коня и испустил дух. Два человека ссорились между собой из-за вина, находящегося в бочке и не захотели примириться, несмотря на посредничество преподобного, когда он ушел, то нашли вино сгустившимся в бочке так, что они вырезали его, как сыр, и выбросили вон.